Сегодня вспомнила, что последний съемочный день фильма "Несвятая Святая" был как раз во время декабрьского Рождества 2021 года. Ровно год назад. Я, помнится, уже писала тут про героев фильма и про то, как с ними познакомилась. Поэтому сегодня собрала все в один рассказ и представляю его вам. Начну в том порядке, в каком я сама с ними познакомилась. Дорогой, любимый отец Giovanni! Познакомилась с ним случайно: пришла по приглашению знакомых на христианские встречи, а он там рассказывал историю про то, как митингующих в храме укрыл от ОМОНа. То, как и что он говорил, меня и тронуло, и взволновало, и удивило, и восхитило! Его слова словно жили внутри меня тоже. Такое ощущение было, что я сама их произношу (только я не умею, как он, также умно, стройно, красиво). Я, конечно же, подошла к нему, рассказала, что у меня есть замысел для очень сложного и важного фильма (это был август 2019 года, а мысль фильма о Церкви во мне поселилась еще в феврале) и взяла адрес его эл. почты. Потом мы с мужем приехали к нему уже специально, встретились в храме Космы и Дамиана в Москве, где он служит, пообщались. А когда мы принимали о.Джованни и его молодежную группу у нас в Ярославле, я уже точно поняла, что хочу снимать фильм с его участием: столько харизмы, радости, мудрости, энергии, любви в нем - идеальный герой для дока! Мы наснимали очень много материала за это время, и это будет отдельный фильм - только про него. Но фильм о Церкви должен был быть гораздо шире, слоистее, монументальнее. Я поняла, что мне нужен персонаж, который стал бы моим альтер-эго, связующим звеном истории, причиной всего этого разговора... И вот появился у нас в храме молодой алтарник Василий Разумов. Его сразу из толпы выделяешь из-за его хипстерского образа. И вот он подбегает как-то ко мне и говорит: "Вау! Так это Вы фильм "Мы объявляем вам Весну" сняли? Надо же! Наш регент, оказывается, режиссер!" И тут смотрю я на Васю и думаю: а не сделать ли мне его тем самым сквозным персонажем, на котором бы держался сюжет, с которым и происходили бы все вот эти коллизии и драматические повороты, так необходимые для кино. Предложила - и он согласился! Обрадовался даже, как мне кажется. С самого начала Вася очень хорошо понял мою задумку, мысль, творческую идею. Это так здорово, когда не надо долго что-то объяснять: человек просто на полуслове все сечет! Ну так вот. Был, значит, у меня уже о.Джованни и Василий. Надо было искать остальных героев-рассказчиков для фильма. Как я уже рассказывала, к тому моменту я уже познакомилась с некоторыми прогрессивными священниками, много появилось новых знакомых, разделяющих их взгляды. В моем поле зрения были: Марина Филоник, Светлана Панич, молодежь (их много - пусть это будет собирательный персонаж :) ) из Космы, Justine Keri, о. Савва Мажуко, о. Георгий Митрофанов, о. Петр Мещеринов, о. Алексей Уминский… Со многими мы общались по поводу фильма, устраивали даже зум-встречи, чтобы вместе родить идею, чтобы мне не напортачить, не ошибиться. Но со временем и по разным причинам не все мои собеседники оказались в фильме, хотя вот Светлану я даже снимала. В итоге, мы договорились о встрече с о. Петром у него на подворье. Поехали мы с Виктором и с Василием в деревню Долматово, что в Московской области, на подворье Данилова монастыря. Я очень волновалась и боялась. Очень. У меня вылетели все мысли, все соображения: как снимать, о чем говорить, что спрашивать. Приезжаем. Монахи нас встречают, улыбаются, камеры побаиваются. И я побаиваюсь того, что снимаю их. Отец Петр к нам идет. Знакомимся. О. Петр меня спрашивает: что вы хотите снимать? А у меня ни вопросов заготовленных, ни стройной какой-то мысли. Только интуиция, образы в голове и такое, знаете, душевное волнение, какой-то подъем, не обозначаемый словами. И я ему и говорю: я хочу, чтобы все, о чем Вы обычно рассказываете в интервью, прозвучало в фильме. Но не нарочито, а как бы вскользь, как бы мы здесь свежим воздухом надышаться. Неловкие паузы поначалу. А потом смотрю – они с Василием слово за слово... и пошел у них разговор! А я снимаю и понимаю, что... батарейки для радиосистемы сели! А запасные, конечно же, дома! А мы в деревне, и тут никаких магазинов, тем более, с «кронами». Посочувствовала я, конечно, тогда будущему звукорежиссеру, которому потом все это вытягивать. А с отцом Петром мы с тех пор дружим! Он меня очень поддерживает, всегда (!) отвечает на мои письма, помогает советом. Например, какое Адажио Шпора больше подошло бы для радостных эпизодов фильма или если я хочу такую же эмоцию, как в "Lacrimosa", то лучше взять Барбера. Эта встреча придала мне уверенности, и я стала думать дальше... Отсмотрела материал, который сняла, и поняла, что нужен нам третий, не менее мощный герой! И он отозвался и согласился... Отец Алексей Уминский. Для многих он, конечно, не нуждается в представлении, а для тех, кто не в теме, скажу просто: наверное, он самый медийный священник в стране. Целый год мы не могли встретиться для съемок, и вот летом 2021 года, все же, записались. Как потом о. Алексей вспоминал: думал, что рассосется :) так долго мы собирались встретиться, что думал, что и не состоится. А, когда снимали, не понимал, где стойки со светом, пять операторов и помреж с хлопушкой :) Шутка, конечно, но его и правда удивил мой формат съемок. На улице лил дождь, мои планы снимать в парке накрылись медным тазом, а с ними вместе - идея непринужденного диалога. Когда сидишь в квартире, ограничен стенами и мебелью. Невольно выходит интервью, а не встреча и беседа, как на прогулке. Поэтому я снова боялась, что получится все не так, Вася дрожал от масштабности личности, с которой придется встретиться... но все снова получилось очень хорошо! Мы прекрасно пообщались и посмеялись, даже поделились впечатлениями от индийского кино! И, главное, сняли очень важный разговор. Отец Алексей - невероятно смелый и свободный внутренне человек!! И в этом столько силы, монументальности, верности! Именно он помог фильму найти и выдать эту интонацию, этот удивительно медицинско-тонкий баланс между критикой и любовью. Острые темы всегда рискуют дать крен в сторону обличения. Я со своим темпераментом легко могла свалиться в эту сторону. А о. Алексей так спокойно подвел меня к самому важному: мы не имеем права на нелюбовь! Нет, конечно, все мои батюшки о том же говорили, но от него мне удалось услышать это и воспринять в полной мере моего существа, сделать своим! Мы сняли последнего персонажа для фильма. Я села за монтаж и поняла, что мне в параллель истории нужен культурный контекст. И появился у фильма еще один герой. Незримо присутствующий там. Для чего фильму культурный контекст? Без него и так уже, казалось бы, всего полно: прекрасный Василий, мощные герои, важные слова и мысли, космическая локация. А для того контекст, чтоб фильм в воздухе не висел. Чтоб мы ощущали непосредственную связь с миром искусства, находились бы внутри него. Я выбрала искусство современное и актуальное для того, чтоб контекст стал не только культурным, но и тематическим. Выбирала и думала долго. В несколько заходов. И, в конце концов, пришла к поэзии отца Сергея Круглова. Я не была с ним знакома до этого. Так же написала в Фейсбуке: можно ли, о. Сергей, использовать Ваши стихи в фильме? Можно, говорит, буду рад. И прислал огромный сборник своих белых стихов! Читала я их много дней по несколько раз: вникала, понимала, не понимала, снова читала - выбирала нужные. Стихи у него не простые, слоистые. Но, как дошло, аж до слез некоторые прям! Прочитал стихи для фильма Руслан Халюзов. Мы с ним вместе на записи такое состояние словили, что потом отойти не могли пол дня! В общем, всячески рекомендую стихи к прочтению!

Теги других блогов: фильм церковь Несвятая Святая